» » ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА и ПАВЛА
загрузка...

ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА и ПАВЛА

Праздник 12 июля - День Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Женский сайт www.InMoment.ru

Петр и Павел - два столпа веры - два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор - приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) - еврейское слово, означающее "скала, камень", было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного, и оба они промышляли рыбной ловлей.

Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Что же касается слов Спасителя: “Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” (Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует понимать не саму личность апостола, а его исповедание, его твердую веру во Христа. Вслед за Петром и другие апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь, ведь, по слову святителя Киприана Карфагенского, “и прочие апостолы были тоже, что и Петр, - имели равное с ним достоинство и власть”.

Значит, апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести. За что же им такая особая честь? За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15, 10). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. “Я, - говорит святой апостол Павел, - был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников…” и так далее (2 Кор. 11, 23-32). Господь повелел Своим апостолам идти к народам, учить их и крестить (Мф. 28, 19-20). Несомненно, все святые апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного наставника, но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытного стяжания и злобы они внесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу.

Но святые апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к ним вероучительные и нравоучительные послания. Святой Петр оставил таких ко всем Церквям – два послания, а святой Павел – к отдельным Церквям - четырнадцать, из них тринадцать – к христианам из язычников. С тех пор эти послания неизменно читаются и в храмах и дома, ведь в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них мы находим все необходимое для правильного понимания смысла нашего земного призвания, для нашего утверждения на пути в Царство Небесное.

Награда святым первоверховным апостолам была велика еще при их земной жизни. Святой Петр был удостоен стать свидетелем важных событий в земной жизни Христа – Божественного Преображения на горе Фавор и Гефсиманской молитвы. А святому Павлу было дано быть восхищенным “до третьего неба” – в рай, и слышать там “неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 2-4).

12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и ПавлаХотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, — говорит апостол Христов, — что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10, 1 – 4) . Вот от какого «Камени» Петр!

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда ― в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».

Апостол Павел

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18) Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1,14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

Один из первых монастырей, названных в честь святых апостолов первоверховных Петра и Павла, в Новгороде был построен в 1185 году на Синичьей горе. В православных храмах изображение этих двух апостолов стало непременной принадлежностью деисусного чина.

Русский святой иконописец Андрей Рублев был также создателем иконы Петра и Павла. Особо отмечая честь памяти первоверховных апостолов, Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра и разум Павла. Им молятся для исцеления болезней и умножения веры. Апостолу Петру молятся, чтобы был богатый улов. Недаром же день их памяти считается еще и днем рыбака.

Резной иконостас собора Петра и Павла изготовил в 1721-1725 годах известный архитектор петровской эпохи Иван Зарудный. А иконы для иконостаса писали Андрей Меркурьев и Федор Артемьев.

В 1830 году состоялось 23-летний крестьянин из Ярославской губернии Петр Телушкин залез на колокольню, чтобы поправить поврежденный крест, который венчал шпиль. Петр Телушкин вызвался сделать эту работу с помощью веревочной петли: строить леса было слишком дорого. Захлестнув петлю вокруг основания шпиля и обвязавшись ею, он при огромном стечении народа поднялся к самому основанию креста и, сделав необходимый ремонт, благополучно спустился обратно. За этот подвиг Петра Телушкина наградили серебряной медалью «За усердие».

В Петропавловском соборе хранились многочисленные военные трофеи — знамена, оружие, ключи от взятых крепостей и городов. Здесь же расположены гробницы всех русских императоров, начиная с Петра I, за исключением Петра II и Ивана Антоновича.

Крепость Петра и Павла (Петропавловская крепость)

С закладки Петропавловской крепости началась история Петербурга. В 1703 году в устье Невы, на Заячьем острове, Петр I «тое крепость на свое государское именование прозванием Петербург обновити указал».

Первоначально крепость строили из земли и дерева, а в 1706—1740 годах ее перестроили в каменную. Архитектором выступил итальянец Доменико Трезини. Бастионы и куртины, сложенные из кирпича и камня, были до 12 метров в высоту и 20 метров в ширину. Крепость окружали рвы, заполненные водой.

С 1924 года Петропавловская крепость стала историко-революционным музеем. Сейчас это филиал музея истории Санкт-Петербурга.

В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом. Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Электронная почта:  
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен javascript для просмотра.

Наверх