» » Что делать когда не хочется учить уроки
загрузка...

Что делать когда не хочется учить уроки

Ребенок не хочет учиться: что делать


Наверняка многие родители сталкивались с проблемой, когда ребенок не хочет учиться.

Зачастую мы, взрослые, при возникновении любых проблем с ребенком склонны винить в этом самого ребенка: "он ленив, раз не хочет делать уроки", "ничего его в этой жизни не интересует", "все делает не так, как надо", "игнорирует наши мудрые советы". Может, мы делаем что-то не так, раз не получаем желаемого результата?

Как выяснить причину?

Если ребенок не хочет учиться, то:

Всем родителям хочется, чтобы только ребенок пришел из школы, пообедал и сразу начинал делать домашнее задание. Мы хотим, чтобы наших деток хвалили в школе за хорошую успеваемость, чтобы они не переставали радовать нас, чтобы было, чем похвастаться друзьям и родственникам. Зачастую, наши желания (амбиции) и наше представление о том, как все должно быть, мешает нам понять ребенка и узнать, в чем истинная причина его нежелания учиться.

Лень - первое, что приходит на ум

Одна из причин нежелания детей вовремя выполнять домашнее задание – это просто банальная лень. Большинство родителей придерживается мнения, что их сын или дочь «патологические лентяи», ставя своим детям соответствующий «диагноз».

Но в то же время с удивлением можно заметить, что дети только лишь отказываются делать уроки, а всё остальное, не связанное с учёбой, у них прекрасно получается. Например, дети с удовольствием гуляют, рисуют, играют, читают, помогают родителям по дому, посещают курсы и кружки, смотрят кино, слушают музыку, осваивают компьютер и т.д.

Осторожно выясняем, в чем именно причины того, что ребенок не хочет делать уроки.  Относится ли это нежелание ко всем домашним заданиям по всем предметам или что-то все-таки он делает с большей охотой.

Если какие –то предметы пользуются особой нелюбовью вашего чада, спрашиваем почему. Может быть, не нравится учитель, предмет непонятный, задания по нему не получаются и так далее.

В зависимости от того, что вы узнали, выстраивайте дальнейшую линию поведения.

Желание привлечь внимание

Дети, которым не хватает родительской заботы, которые чувствуют себя одинокими, часто могут отказываться выполнять домашнее задание. Неуспеваемость – их способ обратить на себя внимание родителей и других взрослых. Такие дети могут специально дожидаться родителей с работы, отказываясь самостоятельно садиться за уроки. Не стоит наказывать такого ребенка, потому что по сути это будет наказанием за желание быть любимым. Помогите ему выполнять задания. Сядьте рядом, погладьте по голове, говорите что-то ласковое. Таким детям обычно нужна не помощь в выполнении заданий, а просто открытое выражение чувств.

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно. Что дома? Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать. (Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно.) Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня.

А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Для каждого ребенка необходима определенная реакция на его действия. Кожного ребенка нужно научить самоорганизоваться, привить дисциплину, которая будет сопровождать всю его будущую жизнь. А вот анального ребенка не получится дисциплинировать, да ему и не нужно это. Ему важно, чтобы родители интересовались его учебой, хвалили за успехи, помогали делать уроки. Результат всегда плохой, когда родитель делает так, как лучше было бы для себя, и совершенно не замечает внутренней потребности ребенка. Так, кожно-зрительная мама может совершенно не интересоваться всем этим, она с удовольствием обсудит мальчиков в классе ученицы и взаимоотношения между полами. Получил ребенок тройку - не беда, уверена она, не в этом счастье. Такое отношение к матери - обида для ребенка с анальным вектором.

Множество советов по воспитанию детей с разными векторами в статье "Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше".

Способными в обучении являются дети со звуковым и зрительным векторами. Эти вектора относятся к квартели информации, а это - жгучая страсть к познанию. В норме звуковик и зрительник учатся просто потому, что им нравится узнавать новое, разбираться в разных вопросах. Почти все науки созданы зрительниками и звуковиками в развитых своих состояниях. Но и из них можно сделать неучей, если заставлять учиться, кричать, бить за плохие отметки, заставлять работать за высокие отметки, манипулировать игрушками или развлечениями, и так далее.

С отстающими детьми заниматься нужно более тщательно. Им надо почаще устраивать перерывы в работе, помогать организовывать свое время и соблюдать распорядок дня. Вместе с первоклашкой разработайте наиболее удобный ему режим занятий. Детям, которым трудно учиться, можно иногда давать некоторые поблажки, например, позволить сделать шпаргалку, если сложное правило ни в какую не запоминается. Это гораздо более грамотный вариант, нежели ругань и упреки. К тому же, ни один опытный педагог не будет возражать в таких ситуациях против "узелков на память".
Как научить ребенка делать уроки быстро?


Если он очень привык делать все с вами и не готов добровольно от этого отказаться (что является еще более тяжелым случаем, показывающим, что ваш ребенок или совсем уж не верит в себя или очень боится ошибаться, или достаточно инфантилен, психологически незрел), то пробуйте начинать хотя бы с тех уроков, которые всегда давались ему легко. А остальные, более сложные, пусть делает сам, но может обращаться к вам за помощью, если ему что-то непонятно. Очень важно, чтобы по возможности он сам мог планировать свое время, когда что делать. Чтобы если не успевает что-то сделать, то шел бы в школу со своими не выученными уроками и получал там свои законные "двойки", расстраивался, исправлял.


Вы быстрее достигнете успеха, если будете отмечать каждый шаг все более возрастающего контроля ребенка над собой, его каждый маленький успех. Если на неудачи будете реагировать не нотацией и упреком "я же говорил, что схлопочешь "двойку"!", а попыткой вместе разобраться, почему это произошло.

Многие дети не сразу усваивают весь материал. Если ребенок что-то недопонимает, постарайтесь ему помочь и объяснить. Если у Вас это тоже не особо выходит, допустим с математикой, физикой или химией в старших классах, только тогда наймите репетитора. Он-то уж точно сможет объяснить юному дарованию весь материал.

И самое главное правило для всех родителей: если Ваш ребенок не хочет делать уроки и регулярно отлынивает от них, имейте терпение. Без терпения все Ваши старания будут напрасны.

Наверх