» » Как оказать психологическую помощь
загрузка...

Как оказать психологическую помощь

Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Реферат. Читать текст оnline -

Экстренная психологическая помощь может быть оказана одному человеку после критического события (изнасилование, грабеж, посягательство на жизнь и здоровье, дорожно-транспортное происшествие и т.д.), группе людей (семья, профессиональный коллектив, группа незнакомых ранее людей), а также большому числу пострадавших в результате крупной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, посттравматическое стрессовое расстройство и др.)

Необходимо отметить, что экстренная психологическая помощь не оказывается людям в психотическом состоянии, признаками которых являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред - болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом:

  • Поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека, оказание помощи при острых стрессовых реакциях.
  • Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;
  • Предупреждение и при необходимости прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;
  • Консультирование пострадавших, их родных, близких, а также специалистов, работающих в условиях ликвидации последствий ЧС об особенностях переживания стресса, горя;
  • чрезвычайная ситуация психологическая помощь
  • Помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Группы пострадавших в ЧС

Находясь в зоне ЧС, люди подвергаются негативным воздействиям, приводящим к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения. Кто-то из пострадавших пострадал физически, кто-то потерял близких, имущество, иные тоже в какой-то степени причастны к трагическому событию (видели, слышали и т.п.). В зависимости от степени вовлеченности в ЧС выделяют несколько групп пострадавших.

Группы пострадавших:

  1. Жертвы - это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, на дереве при наводнении).
  2. Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.
  3. Очевидцы (свидетели) - это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события (падение самолета рядом с местом их проживания, взрыв в соседнем доме). Данная категория лиц также получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.
  4. Наблюдатели (или зеваки) - это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).
  5. Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета. К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с "плохой судьбой" своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний.

Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

  1. Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных и других неотложных работах.
  2. Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Данная категория пострадавших выделяется не всеми специалистами. Тем не менее, известны случаи, когда родственники специалистов получали вторичную психотравму. Родные и близкие специалистов могут испытывать тревогу и беспокойство за тех, кто работает в условиях угрозы для жизни, что понятно и объяснимо. Переживания могут усилить отсутствие связи, невозможность получить достоверную информацию о состоянии специалиста. Ухудшить подобную ситуацию могут репортажи СМИ, содержащие информацию об исключительно опасных условиях работы спасателей или о пострадавших среди спасателей. Таким образом формируются условия, в которых переживания родных и близких спасателей, развиваются по тем же механизмам, что и у пострадавших, не имеющих информации о судьбе родных, попавших в ЧС.

Задачи психологической помощи при работе с жертвами:

информационная поддержка;

индивидуальная работа с пострадавшими.


Nimfa_095 писал(а):
Есть специалисты, у них есть определенная цена за услуги, так что не страдайте фигней


Душа моя, всех этих специалистов я лично знаю! Я бываю на профессиональных психологических форумах и подробно обо всём разговариваю с ними, знаю, как они жалуются на нехватку денег, как клиенты неохотно дают им свои кровные.

А другие психологи, у которых богатый исторический опыт, в деньгах не нуждаются, строят на них огромные храмы.
_________________
Андрей Булатов

Nimfa_095
Зарегистрирована:
2005-09-16
Кол-во пунктов: 3440
Откуда: Россия
Добавлено: 19 авг. 2006 17:33 Заголовок сообщения: Как оказывать психологическую помощь?



Гуран писал(а):
Душа моя, всех этих специалистов я лично знаю! Я бываю на профессиональных психологических форумах и подробно обо всём разговариваю с ними, знаю, как они жалуются на нехватку денег, как клиенты неохотно дают им свои кровные.

А другие психологи, у которых богатый исторический опыт, в деньгах не нуждаются, строят на них огромные храмы.


Ну всех ты знать не можешь Это физически не возможно.
Видимо ты не с теми психологами общаешься, лично я знаю некоторое количество психологов и зарабатывают они очень прилично
_________________
Все бабы как бабы, а Я - БОГИНЯ #13:12774#
______________________
Все, что не убивает нас сегодня
Завтра сделает сильней&

TranceFox
Зарегистрирован:
2005-12-30
Кол-во пунктов: 916
Откуда: Россия
Добавлено: 19 авг. 2006 17:45 Заголовок сообщения: Как оказывать психологическую помощь?



Да сейчас психологов полно, и большенство тупые.
Всмысле новое поколение.
_________________
Боль - ощущение постоянное.

ObeOro
Зарегистрирована:
2005-12-09
Кол-во пунктов: 450
Откуда: Эстония
Добавлено: 19 авг. 2006 17:49 Заголовок сообщения: Как оказывать психологическую помощь?

Состояния человека.


ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА.Пережитая катастрофа, потеря кого-то близкого (смерть, разлука), тяжелая болезнь, приведшая к инвалидности, — все это действительно может толкнуть человека на самоубийство (суицид).
ПРИЗНАКИ:
• Человек может совершать конкретные действия, направленные на лишение себя жизни, (пить таблетки, пытаться выброситься из окна) или говорить о своих намерениях («я устал так жить»). Перед совершением попытки самоубийства человек может быть подавленным либо, наоборот, чрезмерно возбужденным. Если самоубийство совершает психически нормальный взрослый человек, то причиной этого могут быть: •денежные долги •потеря высокого поста •профессиональная несостоятельность •безработица •раскаяние за совершенное убийство или предательство •угроза тюремного заключения или смертной казни •тюремное заключение •угроза физической расправы •получение тяжелой инвалидности •неизлечимая болезнь и связанное с ней •ожидание смерти •нервное расстройство •шантаж •сексуальная неудача •измена или уход (мужа, жены; жениха, невесты) •ревность •потеря невинности •нежелательная беременность •венерические болезни •изнасилование •систематические избиения •публичное унижение •коллективная травля •политическая смерть •смерть детей, близкого человека •одиночество, тоска, усталость •религиозные мотивы •подражание кумиру

Как помочь при попытке суицида?

  1. Проявляйте к близкому сочувствие, соглашайтесь с тем, что он говорит. Не критикуйте причины, которые толкнули его на такой поступок. Для вас они могут быть глупостью, а для него – глобальным конфликтом с окружающим миром.
  2. Внимательно слушайте пострадавшего. Будьте для него «своим человеком». Задавайте уточняющие вопросы, помогайте ему раскрыться в своих переживаниях.
  3. Находите положительное в том, что только что произошло: «Тебе удалось выжить несмотря ни на что», «Ты жив-здоров – это самое главное», «У каждого человека бывают срывы, теперь все позади, теперь нужно заботиться о тех, кто тебя любит – о детях, родителях, друзьях, домашних питомцах».
  4. Попросите пострадавшего помочь – принести воды, закрыть дверь, узнать, который час. Дайте ему любое несложное задание, ведь сейчас ему как никогда необходимо чувствовать себя нужным.
  5. Разговаривайте с пострадавшим на том расстоянии, которое он допускает. Если он не подпускает вас ближе – нервничает, волнуется, злится и т.д. – отойдите. Если беседа будет идти успешно, постепенно приближайтесь.
  6. Отметьте уникальность его опыта. Скажите, что не каждому выпадает такое испытание. Попросите его рассказать или написать, чему его научила эта ситуация, какие новые мысли возникли, что он может сказать тем, кто решает свести счеты с жизнью.

Агрессия

Агрессия – это асоциальное поведение человека, находясь в котором, он совершает словесное или физическое нападение.

Психологу, оказывающему ЭПП, необходимо распознавать
проявления и знать динамику острого стрессового расстройства, которое может
развиться в ответ на травматическое событие, посттравматического стрессового
расстройства, расстройства адаптации  и других симптомокомплексов,
выделенных в группу психогений [МКБ-10, 15].

Время, прошедшее с момента события, длительность и
частота контакта психолога с клиентом

  • Первичный  период (во время события и ближайший
    период после него) - работа с первичными дезадаптивными реакциями. ЭПП
    оказывается по мере необходимости в период работы бригады психологов с
    пострадавшим. По частоте помощь может варьироваться от разовой и
    кратковременной до систематической или даже, в случае необходимости,
    непрерывной (например, до снятия неопределенности ситуации, связанной с
    вероятностью гибели близкого человека, и после, если она подтверждается).

  • Пролонгированный период (спустя некоторое время, например,
    спустя месяцы, годы)  -  работа с травмой, с отсроченными
    дезадаптивными реакциями. Психологическая помощь в данном случае осуществляется
    пошагово, имеет более длительный, пролонгированный характер.

Первичный  период (во время события и ближайший
период после него) - работа с первичными дезадаптивными реакциями. ЭПП
оказывается по мере необходимости в период работы бригады психологов с
пострадавшим. По частоте помощь может варьироваться от разовой и
кратковременной до систематической или даже, в случае необходимости,
непрерывной (например, до снятия неопределенности ситуации, связанной с
вероятностью гибели близкого человека, и после, если она подтверждается).

Пролонгированный период (спустя некоторое время, например,
спустя месяцы, годы)  -  работа с травмой, с отсроченными
дезадаптивными реакциями. Психологическая помощь в данном случае осуществляется
пошагово, имеет более длительный, пролонгированный характер.

Методы, используемые специалистом

Используемые методы психологической помощи людям, пережившим
психотравмирующее событие, зависят от времени, прошедшего с момента
травматического события, от реакции человека на него (которая, в свою очередь,
зависит от ряда объективных и субъективных факторов), от ситуации,
развивающейся после события, от характеристик  самого психолога (его
методологических предпочтений), от организационных моментов.  

Возьмем за основу время, прошедшее с момента травматического
события и рассмотрим методы оказания психологической помощи. По фактору
времени, прошедшего с момента трагического события методы, используемые
для оказания психологической помощи лицам, пережившим психотравмирующие
события, условно можно разделить на группы: 1)  во время события и в
ближайшее время после него (работа с первичными дезадаптивными реакциями на
событие); 2) на отдаленных этапах (работа с травмой).

Методы психологической помощи лицам, пережившим
психотравмирующие события
(по фактору времени, прошедшего с момента
трагического события)

1) Виды экстренной психологической помощи во время
события и в ближайшее время после него
: экстренная
«допсихологическая» помощь, психологическое сопровождение, эмоциональная
поддержка; направление (ведение), управление; информирование; психологическое
вмешательство (интервенция); выявление негативных социально-психологических
механизмов (психическое заражение, паника, слухи) и управление ими
(нейтрализация).

В первые часы и дни после события люди остро нуждаются в
социальной, информационной помощи. Основные рекомендации по оказанию помощи в
этот период времени заключаются в обеспечении возможности удовлетворения
физических нужд, безопасности, восстановлении контакта с близкими, в
обеспечении необходимой и достаточной  информацией о значимой ситуации и
дальнейших действиях, а также о реакциях, возникающих в ответ на тяжелые
события, «нормализации» реакций, рекомендациях не смотреть телевизионные
передачи, в излишних подробностях освещающих события, в оказании помощи в
принятии решений [Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 34].

Раскроем виды помощи, способствующие нормализации
реакций: 

Мне кажется, всегда люди оказывают друг другу психологическую поддержку, и в горе люди объединяются. Существует поговорка, что друг познается в беде. Сочувствие, моральная поддержка, и все другие формы поддержки крайне важны для человека. Иногда психологическая поддержка носит массовый характер, когда происходят, допустим, какие-то природные катастрофы, последствия войны. И человеческое участие очень важно в профилактике развития психических расстройств. Я с группой своих сотрудников занимался изучением психического реагирования и последствий для психики у беженцев из зон военного конфликта на примере Северного Кавказа. Одним из важных выводов оказался тот, что беженцы, которые попали в регионы с высоким чувством сопереживания и помощи со стороны местного населения, оказались более защищенными в плане развития психических заболеваний. И наоборот, в зонах непринятия, отторжения местным населением и исполнительными, административными структурами беженцев приводило к тому, что у этой части людей возникали сложные психические расстройства, и был высокий риск появления соматических заболеваний в более молодом возрасте по сравнению с местным населением. Важно, чтобы эта психологическая помощь была адресной, дозированной, и в том числе профессиональной.

Борис Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, какова тенденция по изменению количества людей, страдающих психическими расстройствами, в столице?

• Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.

• Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.

• Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику. Например, такую:

1. Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз.

Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.

2. Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сделайте 3—4 вдоха-выдоха.

3. Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.

6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.

7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека и его "познавательную карту". Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис.

8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, - например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.

9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.

10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужаком: в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией.

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Ему посвящено достаточно много специальных исследований. В соответствии с работами Национального института психического здоровья (США), психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, "медового месяца", разочарования и восстановления.

1. Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.

2. Фаза "медового месяца" наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.

3. Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения надежд.

4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работе Решетникова и др. (1989):

1. "Острый эмоциональный шок". Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30% обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5-2 раза и более.

2. "Психофизиологическая демобилизация". Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии ("стресс осознания"). Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко - иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, "тяжесть" в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и "расчистных" работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.

3. "Стадия разрешения" - 3-12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание "выговориться", реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией.

Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие впечатления трагических событий.

Если человека приглашают на опознание тела, то у него могут возникать потеря сознания, рвота, онемение, нервная дрожь. В таких случаях можно предложить воду или сигареты. Не нужно давать никаких лекарств, это могут делать только медработники. Вы не знаете, как они могут подействовать в состоянии острого стресса, и, возможно, у человека может быть аллергия на незнакомый препарат. Давать можно только те медикаменты, которые он носит с собой и уже принимал раньше.

Если вы оказались в ситуации, когда нужно помочь другим во время чрезвычайных ситуаций, вам также необходимо будет восстановление. Не нужно пересиливать себя и заставлять, мотивируя тем, что если все бросить, то это будет выглядеть эгоистично. Кризисная психологическая помощь связана с высоким риском эмоционального выгорания, причем оно может наступить уже через несколько часов, если человек сильно вовлечен в негативные переживания других. Поэтому как только вы чувствуете предел своих физических и эмоциональных возможностей, необходимо остановиться и отдохнуть.

Стать другом не так уж и просто, этому надо учиться. Это трудное дело. Но результат оправдывает все усилия. Дружба делает человека человеком, а жизнь - насыщенной, становится источником счастья и хорошего самочувствия.

Наверх