Что не хочет думать о чем то

Uplift - Почему думать трудно?

Фото: Mutiara Karina/Flickr

«Я, — пишет автор от первого лица, — не могу спокойно сидеть и смотреть, как кто-нибудь трудится. Мне хочется принять участие в его работе. Обычно я встаю, начинаю расхаживать по комнате, заложив руки в карманы, и указывать, что надо делать. Такая уж у меня деятельная натура».

«Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе — значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

Сохранить позицию на равных не так-то легко: иногда требуется немалая психологическая и житейская изобретательность. Приведу в пример опыт одной мамы:

Петя рос хилым, неспортивным мальчиком. Родители уговаривали его делать зарядку, купили турник, укрепили его в пролете двери. Папа показал, как надо подтягиваться. Но ничего не помогало — мальчик по-прежнему не испытывал интереса к спорту. Тогда мама вызвала Петю на соревнование. На стену повесили листок бумаги с графами: «Мама», «Петя». Каждый день участники отмечали в своей строчке, сколько раз они подтянулись, присели, подняли ноги «уголком». Много упражнений подряд делать было не обязательно, да и, как выяснилось, ни мама, ни Петя этого не могли. Петя стал зорко следить за тем, чтобы мама его не перегнала. Правда, ей тоже пришлось потрудиться, чтобы не отстать от сына. Соревнование продолжалось месяца два. В результате мучительная проблема зачетов по физкультуре была благополучно разрешена.

Расскажу еще об очень ценном способе, который помогает избавить ребенка и самих себя от «руководящих указаний». Этот способ связан с еще одним открытием Л. С. Выготского и много раз был подтвержден научными и практическими исследованиями.

Выготский нашел, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.

Заметьте, подобные средства — это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.

Приведу пример, как в одной семье удалось с помощью такого внешнего средства отменить, а точнее, передать самому ребенку «руководящие функции» родителей.

Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей, он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все лености и невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день. Однако после консультации с психологом все меняется. Родители составляют список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказался довольно длинным: целых девять пунктов! Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равно около каждого названия вещи родители вместе с мальчиком рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вешают на стену.

В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д.

Легко угадать, что скоро произошло: мальчик запомнил этот список и стал собираться гулять так же быстро и самостоятельно, как его родители — на работу. Замечательно, что все это произошло безо всякого нервного напряжения — и сына, и его родителей.

Внешние средства

Это как? можно подробнее?


ИМХО, дело не в вашей доче, а во всей нашей системе образования, в вашей школе тоже. У нас так много всего неправильного, но мы уже не рассуждаем и плывем в животе кита, куда ему вздумается.


Например, дети должны учиться потому что это им хочется, а не потому что это надо учителю или маме. У любого детеныша (не только человеческого) есть врожденная любознательность. Она же толкает годовалого малыша ходить, а двухлетнего говорить на любом, хоть самом сложном языке мира. Мы не говорим двухлетке: "говори. а то дворником станешь. а то мама кашу даст несладкую" или еще что-то. Он страстно мечтает делать то, что умеют окружающие.


В школу ребенок идет с горящими глазами и жаждой к знаниям, но несколько фраз могут убить это. И мотивация к будущей профессии и угрозы наказания и осознание. что делаешь это задание потому, что его надо завтра сдать учителю, а не потому что это круто и классно и захватывающе интересно.


Еще момент неправильности -я вычитала его в газете Мой район на днях. Ребенок устроен так, что у него очень много энергии и он должен двигаться. Это залог его роста и здоровья и глубочайшая потребность. У нас же дети должны по 35 минут сидеть сиднем, почти не шевелясь несколько уроков подряд. На кружках сидят, за пианино сидят, с репетитором сидят. 2 урока физ-ры в расчет не идут, смертоубийственные перемены тоже. Детей отдают в школу поздно потому что им не высидеть урока, типа они незрелые. Идут к 8 годам. Это школа наша незрелая, т.к. не понимает особенностей детей! А дети нормальные.

Тон речи учащего человека. В ступор ввести маленького ребенка проще простого. Достаточно пары фраз и он отключился полностью. не сможет прибавить один и один. "Да как ты это не понимаешь, да сколько раз тебе говорить, (продолжение добавит каждый). Все, огонь в глазах потух и хочется сползти под стол, одна мечта - чтобы уроки эти кончились.

Еще момент, который я услышала очень давно и мне он кажется ОЧЕНЬ важным, на меня эта мысль повлияла кардинально! "За рубежом детей учат, а в России с детей спрашивают". Это стало для меня откровением. Как построен любой урок, любое занятие? Детей спрашивают. Сколько будет 9 и 7, расскажи состав десятка, какую букву надо писать? Хорошо. ребенок ответил. А если замялся? Тогда его будут мурыжить, напомнят ему, что это уже проходили, что он это должен знать и дальше голос крепчает, ребенок плачет. Да подсказать ему надо, прямо готовый ответ и проиллюстрировать его и наглядно доказать. И 10 и 20 раз с улыбкой объяснить и отскочит это однажды! Не умрет учитель, если сам скажет, что 2+2 это 4, а не будет стоять перед притихшим классом 15 минут ожидая ответа.

Цель началки - создать позитивные эмоции при учебе, радость от открытий, теплую атмосферу. Маленький ребенок никому ничего не должен. Его надо хвалить, поднимать самооценку, говорить: "Ты можешь!" В следующий раз напишешь лучше. Давай я тебе помогу. Давай вместе. Давай еще раз. Вот видишь, какой ты молодец. Давай вспомним... Забыл? Ничего, я напомню тебе.
И если у ребенка нет больше доверия ко взрослому, который учит его, который уже наломал дров, то понадобится время, чтобы он опять поверил, открылся и стал получать естественную радость от учебы. Надо всегда быть на стороне ребенка, а не учителя, ребенка, а не оценки, быть с ним.

Много букв, но у меня это все наболело и накипело. Я сама учу своих детей, в школе только сдаем контрольные, поэтому я в постоянном поиске. И сама не ангел и сама ищу, как надо. Одно заметила - истинную радость доставляю детям те уроки, которые мы уютно делаем вместе в дружеской атмосфере. Все запоминается враз! А когда я не в духе или раздражена, то у самой тянутся руки дать ребенку глицин или йодомарин, но потом прекрасно понимаю. что принять это все нужно мне, а перед ребенком извиниться.


У нас была (осталась?) проблема в учителе то есть как не старался ребенок ей все равно поставят два. Так зачем старатся? По поводу тупения я отпускала свою на пять десять минут, так сказать перерыв, и тупизм проходил.


У нас была (осталась?) проблема в учителе то есть как не старался ребенок ей все равно поставят два. Так зачем старатся? По поводу тупения я отпускала свою на пять десять минут, так сказать перерыв, и тупизм проходил.
Тоже так делала - все равно повторяется


Myod_Ika

19-11-2008, 14:27

Со всем выше написанным согласна.Особенно, перед опытом многодетной мамы преклоняюсь.
Никогда не любила систему обучения в саду и в школе (вечно придирки и нравоучения)...и ребёнка не заставляю ходить по возможности.Он в шахматы любит играть...а поделки под настроение :).
А расписание занятий никто менять не будет под каждого ребёнка :(( Вот и изучаем буквы вместе со всеми,хотя читаем уже книжки.С другой стороны понять можно,загруженность 100% у воспитателей,учителей на каждого не обратишь внимание,но про дружескую атмосферу действительно забывать не стоит.

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так
и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается
комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии - вялыми
попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном
изложении. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ним
бороться вообще? - вот тот вопрос, который в той или иной связи
часто задают родители. Попробуем разобраться.

В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем
их сверстники 15-20 лет назад? Можно предположить, что ответственны
за это несколько причин, в том числе - изменение характеристик информационного
потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей
и изменившееся отношение к книге вообще. Начнем с последнего - наблюдая
разноцветные развалы полуголых девиц и космических монстров (а именно
так впервые видят книги наши дети), никакому нормальному человеку
не придет в голову произнести какую-нибудь вполне банальную для
предыдущих поколений фразу, типа "Всем лучшим в себе я обязан
книге" или "Любите книгу - источник знаний", или
даже "Книга - это святое". До высоких библиотечных залов
и пыльных фолиантов доходят далеко не все, а книжные развалы во
множестве видел любой ребенок абсолютно любого возраста.

Далее. Все большее количество информации, особенно информации актуальной
для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через аудио-
видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные
сети. Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь.

Общее ускорение темпов жизни и, пожалуй, даже каких-то сторон мышления
заключается в том, что ребенок с детства привыкает к определенному
удельному количеству информации и событий на единицу экранного или
книжного времени. Это количество, судя по современным мультфильмам
и видеоклипам, очень велико. Большинство взрослых просто не способно
следить за этими бесконечными "шлепами", погонями, содроганиями
и падениями, которым с неунывающим постоянством подвергаются современные
мультяшечные герои. Дети делают это легко. Привыкнув к такой "плотности
информации", наши дети, естественно, с трудом читают, к примеру,
английские или русские романы девятнадцатого века, где скорость
существования событий и образов принципиально отличается от последнего
клипа группы "Ногу свело" или современной продукции диснеевской
киностудии. Для того чтобы они все же это делали, нужны специальные
приемы, о которых мы будем говорить ниже.

И наконец, сегодня ребенок или подросток, проводящий большую часть
своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы,
часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж.
Даже если это и не так, то у сверстников, во всяком случае, возникают
(зачастую обоснованные) сомнения в адаптивности такого ребенка,
то есть молодежное общественное мнение постепенно отходит от "высоколобых"
в сторону компанейских "своих парней и девчонок". Тем
самым мы снова, уже в следующем поколении "догоняем Америку".

Подведем итог. Дети мало читают, и это вроде бы нормально. Но предположим,
что мы имеем достаточно культурную, читающую семью, которая праведно
и слегка снобистски дрожит от современного засилья масскультуры
и которая хотела бы любыми средствами добиться того, чтобы их дети
читали книги. Что делать таким родителям? В первую очередь, определиться.
Что вы хотели бы видеть в руках своих детей? Современное криминально-любовно-фэнтезийное
чтиво? Здесь не стоит даже особенно напрягаться. С самого раннего
детства покупайте ребенку комиксы про черепашек-ниндзя и похождения
куклы Барби. Позже купите пару литературных изложений любимых сериалов
ребенка, сами читайте и обсуждайте в семье последний детектив Александры
Марининой или последний фэнтезийный роман Ника Перумова. Рано или
поздно ребенок тоже присоединится к вам. Если все же не присоединился,
не расстраивайтесь, не так уж много он потерял. К тому же еще не
вечер. Все будет хорошо.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок "нес с базара Белинского и Гоголя",
зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским? Вот здесь придется
потрудиться. Для начала придется забыть о комиксах и журналах с
наклейками. Читайте вслух маленькому ребенку детскую "классику",
приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте
африканские - сами получите огромное впечатление), и к вяловатым
описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной
социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого
и Константина Ушинского.

Начиная с пяти-шести лет плотно переходите к историческим повестям
для детей ("Приключения первобытного мальчика", "Листы
каменной книги"), рассказам о животных и сентиментальным повестям
(Лидия Чарская, "Маленький лорд Фаунтлерой", "Без
семьи" и т. д.). Даже когда ребенок научится
читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому
что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго
класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить.
Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то
начиная с восьми лет вы проявляете хитрость.

Порой чем больше мы не хотим думать о чем – то, тем больше мыслей в голову к нам лезет. Чтобы в вашей голове постоянно не всплывал образ бросившего вас мужчины, начните думать о другом.

Дабы заставить свой мозг переключиться на другие проблемы вы должны их себе создать. Прекрасно отвлекает от грустных мыслей решение важных бытовых вопросов. Ну, например, у вас давно были проблемы с батареями. Займитесь их ремонтом. Конечно, сейчас для вас не имеют значения бытовые проблемы, но вы должны себя заставить позвонить ремонтникам. Как знать может среди них будет тот, кто уничтожит все мысли о бывшем парне.

Возможно, мне нужно начать думать, что он дурак он не знает, что упускает.

О смысле карьеры

«Я – начальник, ты – дурак». Эта фраза забетонирована в сознании всех подчинённых. И даже тем, кто боится и не стремится подняться хотя бы на одну ступеньку по карьерной лестнице, она создаёт психологический дискомфорт. Поэтому часть работников становится хотя бы маленькими начальниками, чтобы иметь формальное подтверждение, что есть большие дураки, чем они. Став таковыми, они и подбирают подчинённых дураков, заодно пытаясь обеспечить свою незаменимость.

Наиболее распространённый мотив карьерного роста — повышение потребительских возможностей. При этом должность рассматривается в качестве условия получения большего дохода по сравнению с подчинёнными.

Карьерные устремления являются и следствием социализации. Представление людей, что название их должности помогает сделать жизнь интереснее и сытнее, не лишено оснований. Обратите внимание на названия должностей продавцов на рынках товаров и услуг для бизнеса. Самое простое из них – менеджер по продажам, а ведь слово «менеджер» означает руководитель. Да, встречают по одёжке.

Если вы никак не можете сосредоточиться на работе, мысли ходят как по замкнутому кругу, а решение не приходит, отвлекитесь, сходите в гости, погуляйте, примите душ, да мало ли занятий найдется.
Разложите проблему на части

Не получается решить проблему, разложите ее на части. Вероятнее всего по частям она решится быстрее.

Женский мозг меньше мужского. Минимум разницы в среднем по популяции 30 г — максимум 250 г. За счет чего он меньше? За счет ассоциативных центров, отвечающих за абстрактное мышление, — они не очень нужны женщине, так как ее биологическая задача связана с размножением. Поэтому женщины бывают особенно успешны в областях, относящихся к воспитанию, образованию, к культурологической идентификации, — они хорошо поддерживают, сохраняют, передают преемственные культурологические системы — музеи, библиотеки. Кроме того, они добиваются прекрасных результатов в стабилизированных сообществах, там, где все правила уже определены и хорошо известны. Ну и, конечно, женщины бывают гениями — мозг очень изменчивая структура».

3. Перехожу улицу и могу переводить младших брата и сестру; мама разрешает, а папа нет.

4. Решаю, когда мне мыться.

5. Выбираю, с кем дружить.

6. Разогреваю и иногда готовлю себе еду, кормлю младших.

Вместе с мамой

​1. Иногда делаем математику; мама объясняет.

2. Решаем, когда можно пригласить к нам друзей.

3. Делим купленные игрушки или конфеты.

4. Иногда спрашиваю совета у мамы, чем мне заняться.

5. Решаем, что будем делать в воскресенье.

Сообщу одну подробность: девочка — из многодетной семьи, и можно видеть, что она уже довольно самостоятельная. В то же время видно, что есть дела, в которых она по-прежнему нуждается в мамином участии. Будем надеяться, что пункты 1 и 4 справа скоро переместятся в верхнюю часть таблицы: они уже на полпути.

Вернуться назад